Воспитание по доктору Шлёпу
Он маленький, шустрый и неугомонный. В свои семь лет он уже
лучше папы с мамой «сечёт» в компьютерных играх. В столь нежном возрасте он уже
отлично знает, что такое хитрость, лукавство, притворство и лень, но все эти
взрослые пороки у него какие-то игрушечные, ненастоящие, понарошку и
«покабудке». А вот благородные качества игрушечными не бывают: если человек -
мужчина, то он мужчина и в семь лет, и в семьдесят. Защитить сестрёнку, взять
на себя вину, поделиться вкусненьким, отвечать
за свои слова… Какая женщина не мечтает быть рядом с мужчиной, который всегда защитит,
никогда не пожадничает, не солжёт…
Замечательный лингвист Александр Афанасьевич Потебня сказал
фразу, которую бы я назвал главной общечеловеческой формулой общения:
«Говорящий работает за двоих». Это означает, что каждый человек, который
изрекает какую-либо мысль, должен работать не только за себя, составляя слова в
фразы. Он должен поработать и «за того парня», который его слушает: построить
фразу именно так, чтобы слушающий максимально адекватно воспринял заключённую в
этой фразе мысль, чтобы он правильно его понял. Это двойной труд. Стать на
место слушающего, позаботиться о его восприятии способен далеко не каждый.
Многие люди неспособны научиться этому и за всю свою жизнь. А дети просто ещё
не умеют этого, потому что это – высший пилотаж общения. А чтобы достичь уровня
асса, нужно сперва побыть учеником. Поэтому взрослый при общении с ребёнком,
должен работать не за двоих, а за троих: как родитель – строить общение, как
педагог – понимать смысл и значение этого общения, как психолог – видеть
причины той или иной реакции на свои слова… Это всё слишком сложно, скажете вы.
Не слушается – по попе, и разговор окончен. Пусть со слезами, но родительское
желание исполнено. Результат достигнут. Но какой результат? – А вот какой:
ребёнок делает что-либо по приказу не потому, что ПОНИМАЕТ, что это важно,
необходимо и своевременно, а потому, что если он этого не сделает, ему будет
БОЛЬНО. Это – верхушка айсберга. Продолжим логическую цепочку, пойдём глубже.
Запуганный угрозой физической боли, ребёнок вынужденно
подчиняется грубой силе. Причём такой грубой силе, которая неотвратима, не
поддаётся уговорам и объяснениям, не считается с его мнением, состоянием и
желаниями, а значит, НЕ ПОДВЛАСТНА ИНТЕЛЛЕКТУ. Это – животная сила, которой
любой взрослый нормальный разумный человек всегда противостоял и будет
противостоять. Если личность ПРИВЫКНЕТ подчиняться грубой силе – она перестанет
быть личностью, и станет одной из бессловесных овец в стаде. Стаде, отданном на
откуп неизвестно какому пастуху. Не «пастырю овец православных», а жестокому пастуху с собаками, кнутом, ножом,
который позволяет жить и нагуливать сало своей овце только до того момента, как
придёт время варить шурпу. Стадо из личностей – невозможно. Возможно лишь стадо
из бессловесных тварей, скота, или грубо говоря БЫДЛА.
Физическое насилие, угроза боли - это принцип плохой
дрессуры, а не воспитания. Так недалёкие укротители раньше поступали с
животными. Да и то давным-давно, до того, как появился великий Владимир Дуров, родоначальник
знаменитой цирковой династии, который добивался от животных фантастических
результатов ВООБЩЕ БЕЗ НАГАЙКИ. Он совершил переворот в дрессуре. В наши дни
кнут в руках дрессировщика – скорее традиционный элемент антуража, а не
инструмент насилия.
А «невинный» шлепок
по попе, не говоря уже о подзатыльниках, отцовском ремне и прочем
рукоприкладстве, - знак того, что вы не воспринимаете своего ребёнка как
мыслящее существо. Вы относитесь к нему как к зверьку, неспособному при помощи
интеллекта понять, принять и исполнить действие ввиду его своевременности и
объективной необходимости.
Постоянно бездумно исполнять чужую волю вредно для личности.
Можно постепенно привыкнуть. И стать БЕССЛОВЕСНЫМ И БЕЗДУМНЫМ ИСПОЛНИТЕЛЕМ, то
бишь рабом. А история показала, что рабовладельческий строй – худшая, наиболее
низкопроизводительная из всех возможных общественных формаций.
Можно возразить, что хороших исполнителей ценят, они нужны,
их в современном обществе абсолютное большинство – не всем же быть
руководителями! Суть в другом: какой судьбы вы хотите для своего ребёнка?
Исполнитель, даже очень хороший, всегда находится в зависимом положении. И эта
зависимость далеко не всегда бывает справедливой. И умные руководители больше
ценят исполнителей, способных к инициативе, обоснованным возражениям, трезвой и
объективной оценке проблемы… А не бездумных проводников своей воли.
Есть только один вид насилия, достойный существования: когда
мать силой отдёргивает руку ребёнка от открытого огня. В прямом и переносном
смысле. Все остальные виды насилия – от лукавого, под какими бы личинами они не
скрывались, как бы ни маскировались и не мимикрировали.
Государство тоже инструмент насилия. Такая форма организации
общества – явление временное, вынужденное, на тот период, пока общество не
достигло такого уровня самосознания, которое бы обеспечило саморегулирование,
самоуправление и самосовершенствование.
Когда руководители государства говорят о своей необходимости
и полезности – не поддавайтесь на провокацию, они – всего лишь временно
неизбежное зло. Причём любые президенты и премьер-министры, мэры и главы
администраций: умные и глупые, жестокие и «добрые», активно действующие или
пассивные – все они являются всего лишь знаком неразвитости человеческого
общества…
Если ваш непосредственный начальник на работе отдаёт вам
приказ вместо того, чтобы объяснить суть проблем и задач – это плохой
начальник. Помните, он не выше вас, он не бог, не царь и не офицер на поле боя,
он не имеет никакого права отдавать приказы. Умный руководитель не ПРИКАЗЫВАЕТ,
а ОБЪЯСНЯЕТ СУТЬ ВАШЕЙ ЗАДАЧИ В КРУГУ ОБЩИХ ЗАДАЧ КОЛЛЕКТИВА. Он не жандарм, он
партнёр по делу и координатор задач коллектива. Чувствуете разницу? Но это
только в том случае, если вы – личность, а не овца в стаде. Овца не поймёт
ничего кроме прямого приказа, нет смысла тратить время на объяснения овце
опасности приближения волка – нужно взять кнут и загнать её в загон. Если у вас
на работе так – то бедный ваш начальник, бедный ваш коллектив и бедный вы сами.
Какой судьбы вы хотите для своего ребёнка? Бессловесной
овцы? Тогда вы на верном пути: не упускайте ни одной возможности унизить его,
наказать физически, наорать, ударить… Пусть он знает, что прав всегда тот, кто
сильнее физически. Пусть знает своё место – ниже плинтуса!
Да, если вы отец или мать, уже волей природы вы – вожак стаи
для своего ребёнка, начальник, бог и царь, ещё и офицер на поле боя. Но право
применять силу к нему у вас появляется только в одном случае: при непосредственной
угрозе его жизни. С силой отдёрнуть от перил балкона, когда он уже замахнулся
ногой перелезть через край. Или ударить по руке, которая тянется к открытой
электрической розетке. Если ваше насилие будет таким редким и существенным, оно
навсегда отпечатается в сознании ребёнка и он уже никогда в жизни не пострадает
ни от беспечности на высоте, ни от удара током.
Но даже этого форс-мажорного насилия можно избежать, если
заранее научиться не ПРИКАЗЫВАТЬ, а ОБЪЯСНЯТЬ ребёнку смысл явлений и суть вещей,
объяснять ему его роль и задачи в этом мире.
Да, это требует усилий. Да, это тяжёлый труд. Но НЕ ДЕЛАТЬ
этого можно только по одной причине: если вы безнадёжно ленивы и безразличны, и
вам наплевать на будущее ваших детей.
|